Get Adobe Flash player

Мы ими гордимся

picsart_03-05-09.18.40.jpg

О профилактике жестокого обращения и признаках насилия
в отношении несовершеннолетних детей


         Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики.
         Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.

азличают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
         Физическое насилие– это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
         Сексуальное насилие– это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
         Психическое (эмоциональное) насилие– это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
         Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
безработица, постоянные финансовые трудности;
постоянные супружеские конфликты;
статус беженцев, вынужденных переселенцев;
низкий уровень культуры, образования;
негативные семейные традиции;
нежелательный ребенок;
умственные или физические недостатки ребенка;
«трудный» ребенок.
         Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:
следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность,  следы сексуального насилия
запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.
         К характеристикам детей, являющихся свидетелями жестокого обращения в семье, относятся:
         Чувства: никчемность (бессилие), чувство вины и ответственности за жестокое обращение; страх за себя, братьев и сестер; гнев (смущение) унижение; принятие жестокого обращения.
         Поведение: проигрывание ситуации (уединение), стремление угодить; беспокойство (неспособность сконцентрироваться; проявление жестокого обращения для самовыражения; плохая успеваемость (слабая школьная посещаемость).
         Физические показатели: испытали жестокое обращение (детьми пренебрегают); получение повреждений при вмешательстве в конфликт; энурез, нарушение сна; головные боли, боли в животе; отставание в развитии.
         Алгоритм  информирования педагогическими работниками родителей, сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношения несовершеннолетних.
         В  случае выявления насилия над ребенком, согласно которому учреждению образования предписано:
- педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной или письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;
- руководителю учреждения образования-незамедлительно сообщить по телефону о выявленном факте насилия (либо при подозрении на насилие) в органы внутренних дел, для принятия мер реагирования;
- в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо: совместно с заинтересованными службами (учреждения образования, здравоохранения, социального обслуживания, органов внутренних дел, и др.) организовать проведение работы с действующим законодательством.

         Административная ответственность.
         Кодексом РБ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа. 
         Уголовная ответственность.
Уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. 
         Гражданско-правовая ответственность.
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с законодательством.

Что делать если ребенок сообщает вам о насилии? 
1. Отнеситесь к ребенку серьезно.
2. Попытайтесь оставаться спокойными.
3. Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребенка.
4. Успокойте и поддержите ребенка словами.
«Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал».
«Я тебе верю».
«Ты в этом не виноват».
«Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
«Мне жаль, что с тобой это случилось».
«Мне надо поговорить о том, что случилось с ... (юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
 
         Алгоритм  информирования педагогическими работниками родителей, сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношения несовершеннолетних.
 
В  случае выявления насилия над ребенком, согласно которому учреждению образования предписано:
- педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной или письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;
 
- руководителю учреждения образования-незамедлительно сообщить по телефону о выявленном факте насилия (либо при подозрении на насилие) в органы внутренних дел, для принятия мер реагирования;
 
- в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо: совместно с заинтересованными службами (учреждения образования, здравоохранения, социального обслуживания, органов внутренних дел, и др.) организовать проведение работы с действующим законодательством.
 
 
 

Подготовила: педагог-психолог: Е.Л. Гвоздева

Сколько времени вы тратите на подготовку домашней работы?
 

Расписания на 2019/2020

Баннер

Статистика посещений

Belarus (Byelorussia) flag 43%Belarus (Byelorussia)
Russian Federation flag 41%Russian Federation
Ukraine flag 5%Ukraine
Kazakhstan flag 2%Kazakhstan
Finland flag 2%Finland
Germany flag 1%Germany
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Книга Беларуси XIV-XVIII веков

Сейчас на сайте

Сейчас 30 гостей онлайн