Get Adobe Flash player

Мы ими гордимся

img-9ff2161ab2232a6158ff2b7d8d7bd597-v.jpg

Рекомендации для родителей
по предупреждению саморазрушающего поведения у детей

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов, других значимых людей на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.
Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!
Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение продолжительного времени и при этом ребенок или подросток ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями. Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.
Подросток может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

 

Факторы риска, подталкивающие ребенка или  подростка к совершению самоубийства:
* Жестокое обращение окружающих;
* Неразделенная любовь, предательство близких;
* Развод родителей;
* Проблемы в школе (отвергнутость в коллективе сверстников, унижения, оскорбления, неспособность улучшить успеваемость, завышенные требования к ребенку);
Проблемы в семье (ориентация только на внешнее соблюдение общепринятых норм, завышенные требования к ребенку, без учета его возможностей и полным равнодушием к его проблемам; практика унизительных и жестоких наказаний).
 
Признаки готовности к суициду или что должно насторожить в ребенке:
o    пренебрежение собственным видом, неряшливость;
o    усиленное чувство тревоги;
o    признаки «вечной усталости»;
o    замкнутость, ранимость, ощущение одиночества, собственной ненужности;
o    утрата смысла жизни, «уход в себя»;
o    утрата интереса к любимым занятиям;
o    снижение активности, апатия, безволие;
o    появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
o    немотивированные, резкие перепады настроения;
o    неадекватная реакция на слова;
o    беспричинные слезы;
o    медленная и маловыразительная речь;
o    внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
o    плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
o    склонность к риску, к неоправданным и опрометчивым поступкам;
o     проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
o     безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
o    стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
o   самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
o   шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти, демонстрация поглощенности мыслями о смерти и загробной жизни;
o   приобщение к употреблению алкоголя, наркотиков и других сильнодействующих веществ.
 
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Не стоит задавать вопрос о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Можно попытаться выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.
 
Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду,
следующие советы помогут изменить ситуацию

 

Если Вы слышите Обязательно скажите Запрещено говорить
«Ненавижу всех…» «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»
«Все безнадежно и бессмысленно» «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»
«Всем было бы лучше без меня!» «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» «Не говори глупостей. Поговорим о другом.»
«Вы не понимаете меня!» «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» «Где уж мне тебя понять!»
«Я совершил ужасный поступок» «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»
«У меня никогда ничего не получается» «Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» «Не получается – значит, не старался!»

 
Что нужно делать взрослым, в случае подозрений о суицидальных намерениях ребенка:
 
1. Внимательно выслушайте ребенка, подростка.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
            5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве.
6. Разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы о его состоянии, беседуйте о будущем. Эти беседы обязательно должны быть позитивными.
7. Откажитесь от авторитарности и приказного тона в общении с ребенком.
8. Дайте почувствовать ребенку, что вам не безразлична его проблема.
9. Не вдавайтесь в долгие философские рассуждения и полемику о том, хорошо или плохо совершать самоубийство;
10. Исключите контакт ребенка с лекарствами, оружием, другими опасными предметами;
           11. Не пытайтесь выступать в роли судьи и упрекать ребенка в его неудачах;
12. Не думайте, что ребенок просто ищет внимания;
13. Не оставляйте его одного и постарайтесь как можно быстрее сообщить специалистам о своих подозрениях, которые смогут оказать своевременную психологическую и в случае необходимости медицинскую помощь ребенку (обратитесь в психоневрологический диспансер или к детскому психиатру).
Не бойтесь попросить о помощи!
Серьезно отнеситесь ко всем угрозам ребенка  и пусть специалисты решают, насколько они реальны!
 
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков:
 
Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:
* эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
* выраженное чувство долга, обязательность;
* концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
* учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
* убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
* наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
* наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
* психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
* наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
* проявление интереса к жизни;
* уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
* планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
   * негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
 
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
 

 

Подготовила: педагог-психолог Е.Л.Гвоздева
                                            Дата: сентябрь, 2019г.

Сколько времени вы тратите на подготовку домашней работы?
 

Расписания на 2019/2020

Баннер

Статистика посещений

Belarus (Byelorussia) flag 43%Belarus (Byelorussia)
Russian Federation flag 41%Russian Federation
Ukraine flag 5%Ukraine
Kazakhstan flag 2%Kazakhstan
Finland flag 2%Finland
Germany flag 1%Germany
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Книга Беларуси XIV-XVIII веков

Сейчас на сайте

Сейчас 42 гостей онлайн